Полезные статьи

Текстовые задачи по математике 3 класс

Что такое текстовая задача?

Текстовая задача — это небольшая история с числами, где нужно:
  • Найти сумму или разность,
  • Рассчитать количество предметов,
  • Сравнить величины,
  • Выполнить несколько действий подряд.
Ребёнок должен сам определить, что делать: сложить, вычесть, умножить или разделить.
Простой пример:
«У бабушки было 15 пирожков. Внуки съели 7. Сколько пирожков осталось?»
Решение: 15 − 7 = 8 пирожков.

Почему так важно уметь решать текстовые задачи?

Решая задачи, дети учатся:
✅ Мыслить пошагово,
✅ Видеть важную информацию в тексте,
✅ Выбирать нужные арифметические действия,
✅ Проверять и анализировать ответы.
Текстовые задачи тренируют не только математику, но и мышление в целом!

Какие бывают текстовые задачи в 3 классе?

В 3 классе появляются все основные типы задач:

1. На нахождение суммы или разности

Пример:
«У Даши было 48 карандашей, а у Саши — 37. Сколько карандашей у них вместе?»
Решение: 48 + 37 = 85 карандашей.

2. На умножение и деление

Пример:
«В одном ящике 8 рядов по 6 баночек варенья. Сколько всего баночек?»
Решение: 8 × 6 = 48 баночек.

3. На сравнение

Пример:
«В библиотеке 120 книг для детей и 80 книг для взрослых. На сколько больше детских книг?»
Решение: 120 − 80 = 40 книг.

4. Сложные задачи в несколько действий

Пример:
«В одной коробке 5 шоколадок, а в другой — в 2 раза больше. Сколько всего шоколадок в двух коробках?»
Решение:
Во второй коробке: 5 × 2 = 10 шоколадок.
Всего: 5 + 10 = 15 шоколадок.

5. Задачи на движение

Пример:
«Катя прошла 2 км за час, а Оля — 3 км за час. Кто шёл быстрее и на сколько?»
Решение: 3 − 2 = 1 км/ч. Оля шла быстрее на 1 км/ч.

6. Задачи на стоимость

Пример:
«Один карандаш стоит 12 рублей. Сколько стоят 7 таких карандашей?»
Решение: 12 × 7 = 84 рубля.

7. Задачи на время

Пример:
«Фильм начался в 14:30 и длился 2 часа. Во сколько закончился фильм?»
Решение: 14:30 + 2 часа = 16:30.

Как правильно решать текстовые задачи: пошаговая инструкция

🔹 Шаг 1: Внимательно читаем
Не спешим! Иногда важно перечитать задачу 2–3 раза.
🔹 Шаг 2: Определяем, что известно и что нужно найти
Кто? Что происходит? Какие числа даны?
🔹 Шаг 3: Выбираем действие
Нужно сложить, вычесть, умножить или разделить?
🔹 Шаг 4: Пишем решение по действиям
Особенно если задача сложная — решать лучше по шагам.
🔹 Шаг 5: Проверяем ответ
Соответствует ли результат условию задачи?

Полезные советы для родителей

Пусть ребёнок озвучивает свои мысли вслух. Это помогает лучше понять, где он ошибается.
Рисуйте задачи. Схема или рисунок делает текст наглядным.
Придумывайте задачи вместе. Например, «У нас дома 5 стульев и ещё 2 кресла. Сколько всего мест для сидения?»
Играйте в магазин, транспорт или школу. Через игру дети учатся решать задачи естественно и с интересом.

Небольшая тренировка: попробуйте решить!

  1. У Пети 6 пачек карандашей по 12 штук в каждой. Сколько всего карандашей у Пети?
  2. Из 100 литров сока 45 литров разлили по бутылкам. Сколько литров сока осталось?
  3. В саду растёт 5 рядов по 9 деревьев. Сколько всего деревьев в саду?
2025-04-11 14:23